КРИЗИС СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ...........................................  1

1. Психофизиологические проблемы среднего возраста .  2

 1.1. Психофизиологические изменения ...............  3

 1.2. Кумулятивные эффекты жизненных привычек ......  4

 1.3. Стресс и болезни .............................  5

 1.4. Когнитивные навыки и среда ...................  6

 1.5. Изменение функций интеллекта .................  7

2. Социальные проблемы среднего возраста ...........  8

Заключение ......................................... 10

Литература ......................................... 11

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

Хронологически, средний возраст охватывает отрезок жизни примерно от 40 до 60 лет, но специалисты значительно расходятся в определении начала и конца среднего возраста. Многое в этом вопросе зависит от внутреннего психологического самовосприятия человека. Для одних средний возраст это 30 – 40 лет, для других 50 - 70. Кроме того, отрезок жизни, определяемый как период среднего возраста, для одних может быть более, а для других менее продолжительным. Эта вариантность возникает по причине множества одновременно используемых признаков. Одни признаки являются социальными и позиционными, другие – физиологическими и биологическими.

Средний возраст – это промежуточный период, своего рода мостик между двумя поколениями. Достигшие середины жизни сознают свою обособленность не только от следующего за ними поколения молодых людей, но и от тех, кто уже вышел на пенсию и дожил до старости. Женщина может вдруг заметить, что сын уже её перерос. Мужчина может заметить, что артрит начинает сказываться на его профессиональных навыках. Люди начинают понимать, что основные структуры их жизни уже сложились окончательно, и что изменение их практически не возможно. Будущее отныне не сет в себе безграничных возможностей.

 

1. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА.

 

В настоящее время в психологической науке сложилось два подхода в анализе психофизиологических изменений личности в различные периоды ее жизни.

Согласно модели кризисных возрастных перестроек средний возраст воспринимается взрослыми людьми, как период разбитых надежд и упущенных возможностей[1].

Согласно модели возрастного эволюционного перехода, развитие человека характеризуется последовательностью ожидаемых важных событий в его жизни, которые можно предвидеть и в отношении которых можно строить планы[2].

Модель кризиса имеет методологические недостатки. Во многих исследованиях, рассматривающих эту модель, использованы данные, полученные при изучении клинического контингента, а не случайных выборок, которые более точно отражают полный состав взрослого населения. Кроме того, многие сторонники кризисной модели концентрируют свои исследования вокруг мужчин 40-летнего возраста, в то время как женщины, с их особыми заботами, связанными с наступлением середины жизни, во многом остаются в стороне от этих исследований[3].

Модель возрастного эволюционного перехода отвергает представления о том, что кризис середины жизни – это нормативное, связанное с возрастным развитием, событие. Хотя переход, связанный с ним, и может вызвать немалые трудности как в психологическом, так и в социальном плане, все же большинство людей к нему успешно приспосабливается, благодаря накопленному к этому времени жизненному опыту. При этом важное значение имеет то, что человек заранее планирует наступление этого сложного периода.

Благодаря антиципаторной[4] социализации человек может спланировать наступающие жизненные ситуации и избежать кризиса середины жизни.

1.1. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ.

 

Наиболее очевидные изменения, связанные с наступлением среднего возраста – это изменения физиологические. Для многих людей среднего возраста наступает своего рода «момент истины», когда они, глядя в зеркало, обнаруживают у себя все больше морщин, увеличенный живот, залысины и седину на висках, которые уже не кажутся неким знаком отличия, а вызывают лишь чувство уныния.

Снижение физических возможностей, которое начинается в среднем возрасте, затрагивает сенсорные и моторные функции, а также деятельность внутренних органов и систем. Начиная с 40-летнего возраста снижается острота зрения и слуха, что вызывает определенный дискомфорт в общении с окружающими. Вкусовая, обонятельная и болевая чувствительность снижается, хотя эти изменения происходят более плавно и не столь заметны, как снижение зрения и слуха. В тоже время чувствительность к температурным изменениям остаётся высокой.

В это же время начинают меняться двигательные навыки и время физиологических реакций. Замедляется функционирование нервной системы, особенно в период после 50 лет. Скелет утрачивает былую гибкость и насколько сжимается, от чего человек к этому возрасту кажется мельче, чем в предыдущие периоды своей жизни. Кожа и мышцы начинают терять свою эластичность. Отмечается тенденция к накоплению подкожного жира у людей склонных к полноте, особенно в области верхней части живота. Каждое десятилетие, считая с начала взрослости, количество крови перекачиваемой сердцем, снижается на 8%, и к среднему возрасту коронарные артерии сужаются почти на треть по сравнению с 20 годами.

Физическое изменение происходит на фоне глубоких психических преобразований. Чаще и продолжительней становится периоды депрессий. Обостряется чувство неуверенности, все чаще возникает нервозность, усталость и подавленность. Развиваются конфликты в семье и на работе. Особенно остро встает вопрос взаимопонимания поколений, так как дети к этому времени сами уже переходят во взрослую самостоятельную жизнь.

 

1.2. КУМУЛЯТИВНЫЕ ЭФФЕКТЫ ЖИЗНЕННЫХ ПРИВЫЧЕК.

 

К среднему возрасту человек аккумулирует значительное число поведенческих штампов (привычек), которые к этому времени оказывают значительное давление на его психофизическое состояние.

В приведенной ниже таблице показана связь вредных привычек на состояние здоровья человека.

 

Особенности образа жизни (привычки)

Болезни и расстройства

Употребление пищи с высоким содержанием жиров, солей,

углеводов

Болезни сердца

 и

кровеносной системы

Малоподвижность,

злоупотребление

алкоголем, стрессы

Инсульты, ожирение

Курение

Болезни органов

дыхания

Несбалансированное

питание

Остеопороз, болезни

зубов и десен

Неполноценное питание

Деменция, склероз

Сексуальное невежество

Сексуальная дисфункция

 

Как правило, хронические заболевания начинают формироваться задолго до того, как их выявит врач, и борьба с этими болезнями становятся основным занятием людей среднего возраста. Многие к этому времени понимают, что необходима смена привычек с вредных на здоровые, но эта замена связана с преодолением психологических барьеров, которые далеко не каждому удается преодолеть. В лучшем случае параллельно вредным привычкам начинают формироваться новые (например, более активный образ жизни, занятие гимнастикой, прогулки на свежем воздухе и пр.).

Особенно важным для среднего возраста является ограничение по эмоциональному, психическому напряжению. Жажда карьеры, социального самоутверждения в этом возрасте становятся, не только не стимулирующими, но напротив являются разрушительными.

 

1.3. СТРЕСС И БОЛЕЗНИ.

 

В зависимости от типа личности люди по-разному реагируют на стрессовые ситуации. При исследованиях влияния типа личности на интенсивность заболевания сердечно-сосудистыми заболеваниями в возрасте от 39 до 59 лет, группу мужчин из 3400 человек разделили на три группы с психологически типом А, Б и В[5], и обследовали их с интервалом 2, 4  и 8 лет.

К типу А относились мужчины, которых отличала состязательность, неугомонность, агрессивность, ориентация на достижение цели любой ценой, недружелюбность, стремление к активным действиям. Кроме того, лицевые мышцы у них часто бывают напряжены, они говорят громко, отрывисто и раздраженно, им постоянно не хватает времени.

К типу В относились мужчины неагрессивные, терпеливые, дружелюбные, не напряженные.

К типу Б относились мужчины занимающие промежуточное положение между этими двумя психологическими полюсами.

В начале исследования никто из мужчин не страдал каким-либо сердечно-сосудистым заболеванием. В ходе последующих наблюдений было обнаружено, что у представителей типа А в два раза чаще, чем у представителей типа Б, развивалась патология коронарных сосудов и в два раза чаще случались сердечные приступы с летальным исходом. У представителей типа А был обнаружен также более высокий уровень холестерола, повышенная свертываемость крови и, в часы активной работы, повышенное содержание гормонов стресса в крови по сравнению с мужчинами типа Б. У испытуемых типа Б редко, если вообще когда-либо, возникали сосудистые заболевания ранее 70-летнего возраста, независимо от того, употребляли они жирную пищу, много ли курили и выполняли ли они физические упражнения. Данные этого исследования показали, что многие проблемы среднего возраста непосредственно связаны с психологическими чертами личности.

 

1.4. КОГНИТИВНЫЕ НАВЫКИ И СРЕДА.

 

Лонгитюдные[6] исследования показали, что с возрастом когнитивная[7] функция человека несколько снижается, но процесс это идет значительно медленнее, чем это предполагали еще 20 лет назад. Процесс этот не однозначен и неконцентрирован. Некоторые элементы умственных способностей, в среднем возрасте даже повышаются, особенно у лиц  с высшим образованием, которые продолжают плодотворно трудиться и вести активный образ жизни.

Современная психологическая наука различает два типа интеллекта: текучий и кристаллизованный.

Текучий интеллект охватывает такие способности обучения как: скорость и результативность запоминания; индуктивное рассуждение; оперирование пространственными образами; восприятие новых связей и отношений.

Кристаллизованный интеллект – это способность, которая приходит с опытом и образованием, и опирается на осведомленность и определенный объем знаний, накопленных в течении длительного времени. Это способность устанавливать отношения, формулировать суждения, анализировать проблемы, использовать усвоенные стратегии для решения задач. Люди приобретают эту форму интеллекта в результате обязательного образования и во время повседневных контактов со своей культурой.

Людям среднего возраста, обладающим когнитивными способностями и навыками, необходимыми для овладения новыми знаниями, и гибкостью, позволяющей взяться за более сложную работу, легче приспособиться к быстро меняющимся условиям труда. Данное умение особенно в тех сферах деятельности, которые характеризуются стремительным устареванием профессиональных знаний. В таких отраслях, как медицина, разработка компьютерных технологий знания быстро устаревают, уступая место новым профессиональным приемам. Это обстоятельство в значительной мере усиливает проблемы среднего возраста, так как увеличивает шанс потери работы и снижает её найти в случае потери.

 

1.5. ИЗМЕНЕНИЕ ФУНКЦИЙ ИНТЕЛЛЕКТА.

 

В 1978 г. американский психолог К. Уорнер Шайи[8] высказал мысль, что изменение во времени претерпевает именно функция интеллекта, т.е. способность сознание перерабатывать соответствующую информацию, а не сама его психофизиологическая природа. В соответствии с этой теорией различают три стадии когнитивного развития взрослого человека:

1) стадия достижения – соответствует ранней взрослости, в это время интеллект используется главным образом для того, чтобы решить с его помощью реальные проблемы, которые могут определить дальнейшую жизнь человека, такие как выбор работы или супруга.

2) стадия исполнения социальных обязанностей – соответствует среднему возрасту, теперь принятие решений, коррелируется с новой социальной обстановкой человека, его семейным и общественным положением. Для людей занимающих высокие административные посты к этому добавляется груз ответственности за принимаемые решения.

3) стадия реинтегрирования – соответствует пожилому (старческому) возрасту. В это время социальная ориентация сворачивается до собственных интересов, значительно повышая статус собственных ценностей и установок.

Динамика когнитивной функции человека не носит строго линейный характер от социального интегрирования до реинтегрирования. Это развитие носит более сложный характер, отмечаемый подъёмами и спадами практически во всех основных стадиях жизни. На не неё влияют конкретные жизненные обстоятельства. В одних условиях человек приходит реинтегрированию на ранних стадиях, в других и в пожилом возрасте человек не вступает в стадию реинтегрирования.

На изменение когнитивной функции наибольшее влияние оказывают такие стрессовые ситуация как: смерть супруга, детей или очень близкого родственника или друга; уход из семьи повзрослевших детей; развод и семейные конфликты; личный успех в важном деле или карьере и пр.

 

2.СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА.

 

В конце 60-х годов прошлого века американский психолог К.Пэк сформулировал семь основных проблем, которые существенным образом влияют на формирование кризиса среднего возраста.

1. Необходимость переориентации основных жизненных сил с физической деятельности на умственную. Это связано с существенным изменением физиологических особенностей организма к этому времени.

2. Необходимость признания приоритета социальных интересов (увеличение акцента на дружеских, товарищеских отношениях) над сексуальными. Это связано с одной стороны с расширением круга социальных интересов личности, с другой с биологическими изменения.

3. Необходимость формирования эмоциональной гибкости на фоне эмоционального обеднения, связанного с потерей близки, друзей, разрушением семь и привычного образа жизни.

4. Необходимость развивать в себе умственную гибкость, преодолевая умственную прямолинейность. Необходимость преодоления слишком жестких устоев жизни сформировавшихся к этому времени.

5. Необходимость дифференциации своих социальных интересов, которые в большинстве случаев концентрируются вокруг семь и работы, и любые серьезные проблемы в этих сферах зачастую приводят человека на грань катастрофы.

6. Необходимость перенацеливать свое внимание с лавинообразно нарастающих недомоганий на иные социальные ориентиры.

7. Необходимость не концентрироваться на проблеме приближающейся старости и неизбежности смерти.

Совокупность всех этих проблем и ведет к формированию такого феномена как кризис среднего возраста.

Наиболее ярко проблема среднего возраста проявляется контексте межличностных отношений: семья и друзья.

Люди среднего возраста играют связующую роль между младшим поколением своих детей и старшим поколением своих родителей. Таким образом, они становятся поколением, которое несет на своих плечах основной груз социальных обязанностей. Эта новая ответственность влечет за собой и некоторые социальные конфликты. Они могут сожалеть о том, что не достигли каких-то целей, а какие-то дела остались незавершенными, а ряд планов, которые они стоили на эти годы, так и остались планами. Но люди среднего возраста обязаны жить повседневными заботами и проблемами, они не могут как их дети жить только мечтами о будущем или как их родители – прошлым. Они принимают на себя роль хранителей семьи: соблюдать традиции, отмечать достижения, сохранять историю, собирать семью на праздники, поддерживать связь с отсутствующими членами семьи и пр.

Первые предпосылки к кризису среднего возраста связаны со взрослением детей и уходом их в самостоятельную жизнь. Все психологи единодушны в том, что процесс ухода детей из семьи, является для их родителей серьёзной стрессовой ситуацией, связанной с их переходом в новое психосоциальной состояние. С одной стороны уход детей имеет для родителей положительный момент, так как у них появляется больше свободного времени, которое они могли бы потрать на свои собственные интересы, но проблема заключается в том, что к этому времени других значимых интересов уже нет, а формирование новых – это новые психологические проблемы. Период когда дети уходят во взрослую жизнь, некоторые ученые называю периодом «опустевшего гнезда».

Вторые предпосылки кризиса среднего возраста связаны с новыми отношениями со стареющими родителями, которые к этому времени также испытывают глубокие психологические преобразования своей жизни и конфликт «отцов и детей» приобретает свое противоположное значение. Ситуация в значительной мере обостряется если престарелые родители становятся слишком немощны и интеллектуально деградированы. Время освободившееся от детей переключается в этом случае на родителей усугубляя в определенных случаях скрытую неудовлетворенность тем как сложилась жизнь человека к середине его жизни.

Проблемы усугубляются еще и тем, что к этому времени дружеские отношения теряются свою остроту.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

Психосоциальные исследования людей среднего возраста показывают, что подавляющее большинство из них связано определенными обязательствами, как перед работой, так и перед семьёй, и обязаны справляться с проблемами, вызванными старением родителей и взрослением детей.

Женщины в это время традиционно определяют себя через свое место в семейном цикле. Её образ жизни, социальный статус и возможности выбора во многом определяются событиями в её профессиональной и личной жизни до наступления среднего возраста. От того, насколько совпадают её устремления молодости с реальными жизненными условиями, определяется состояние её внутреннего мира. И если это не совпадение с её точки зрения слишком разительно, то это вызывает тот психологический конфликт личности, который принято называть «кризис среднего возраста женщины».

Мужчины в среднем возрасте реализуют себя, как правило, через карьеру или общественную работу. Соответствие или несоответствие планов ранней взрослости фактически достигнутым результатам определяет психофизиологическое состояние мужчины в среднем возрасте. Если разрыв между ожидаемой жизнью и её реальным воплощением слишком велик, мужчина, как правило, впадает в депрессию, которую принято называть «кризис среднего возраста мужчины». Таким образом, кризис среднего возраста зависит от множества факторов и случайностей.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1997.

2. Клуптман М.А. Время жизни человека. М., 2002.

3. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. М., 1999.

4. Развитие психофизиологических функций взрослых людей /Под ред. Б.Г. Ананьева. М., 2001.

5. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования.



[1] Клаузер Дж. Жизненный курс: социологические перспективы. М., 2000.

[2] Гюнтер С., Зундель М. Миф среднего возраста. М., 2002.

[3] Крайг Г. Психология развития. М., 2002.

[4] Преодолевающей преждевременное старение и умирание.

[5] Крайг Г. Психология развития. М., 2002.

[6] Долговременные.

[7] Интеллектуальная.

[8] Крайг Г. Психология развития. М., 2002.

Сайт управляется системой uCoz