СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ...........................................  1

1. Потусторонний мир ...............................  3

2. Бессмертная душа ................................  5

3. Грядущее бытие ..................................  7

4. Переход .........................................  9

5. Рай ............................................. 11

6. Ад .............................................. 13

7. Ангелы .......................................... 14

Заключение ......................................... 15

Литература ......................................... 15

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

Бессмертие души это второй, после объективизации Бога, вопрос в любом религиозном мировоззрении, так как истолкование Высшей Реальности и цели человеческой жизни не было бы полным без размышления о смерти и о судьбе человека после нее.

Все религии признают, что в человеке есть нечто, продолжающее жить и после того, как заканчивается его телесное бытие. Бессмертию духа, или души, или психофизической сущности (буддизм не признает бессмертия метафизической души) уделено немало места в священных писаниях. После смерти тела душе предстоит перейти в иное бытие, — будь то в раю, или в аду, или на земле, но в виде иного существа, или в воскресшем теле, или в слиянии с бесконечным Абсолютом. Концепции потустороннего мира существенно отличаются друг от друга в различных религиях, однако имеется в них немало и общего, что позволяет выделить в них некоторые общие для всех конфессий черты.

Многие священные тексты повествуют о бессмертной душе как духовной сущности человеческой личности, которой суждено пережить смерть тела. Она может вознестись на небо, низвергнуться в ад или переселиться в другое тело. И поскольку жизнь, человеческая конечна, важно знать, как подготовить себя к жизни загробной. Это и является темой многих теологических рассуждений относительно мыслей побуждающих человека воспользоваться своей жизнью на этом свете, чтобы подготовиться к грядущей жизни на том. Эти рассуждения уделяют много внимания описанию перехода в инобытие в момент телесной смерти. Это обычно сопряжено со своего рода судилищем или испытанием, затем как правило описываются прелести рая и ужасы ада с помощью образов как порожденных фантазией, так и носящих психогенный характер.

Многие теологические тексты повествуют о таких духовных cyщностях, как ангелы, божества и демоны, которыми населен потусторонний мир. Поскольку эти духи обладают способностью воздействовать на собы­тия, происходящие на земле, то от них можно ждать наставлений, наития или искупления ценой жертвоприношения.

С другой стороны, многие рели­гии признают, что духам часто свойственно ошибаться, и с глубоким недоверием относятся к спиритизму и почитанию духов как к возможности впасть в идолопоклонство и даже в одержимость демонами.

Учение о бессмертии души лежит также в основе эсхатологии – учении о конце света. Суть его заключается в том, что человеческая сущность в Духовном мире существует до Ссудного дня, когда Мессия Второго пришествия наконец не подведет итог праведных и неправедных жизней. Причем не праведные жизни будут прекращены и отправлены в небытие, а не как это обще принято в ад, а перед праведными душами откроются врата рая. Эсхатология создает очень сложную картину мира после смерти. В соответствии с этим учением все умершие находятся в неком промежуточном состоянии, которое только условно можно определить как ад и рай, при чем уже изначально, во время перехода человек должен верить в непогрешимость этого учения иначе он навечно остается в небытии. Время существования в этом состоянии учением не определено, лишь сказано, что во время Ссудного дня они предстанут перед новым Мессией вместе с живыми.

 

1. ПОТУСТОРОННИЙ МИР.

 

Потусторонний мир в религиозных концепциях - незрим, а потому нелегко постичь его разумом, нелегко  заметить и следы его присутствия. И тем не менее все конфессии сходятся на трех общих для всех чертах потустороннего мира:

1) он стоит из множества царств;

2) между ним и миром телесным, имеется сходство по   аналогии;

3)  в  нем царит таинственная гармония.

Вот как это описывают священные тексты.

Христианство.

Второе послание к корифинянам (12:2-4):

Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет, (в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба.

И знаю о таком человеке (только не знаю — в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать.

 

Ислам.

Коран (17:66-68):

..."Не знает тот, кто в небесах и на земле, скрытого, кроме Аллаха, и не знают они, когда будут воскрешены!"

Да, распространилось их знание на будущую жизнь — да, они в колебании относительно нее, да, они слепы!

Коран (71:14):

...Сотворил Аллах семь небес рядами.

 

Индуизм.

Ригведа (1.52.12):

По ту сторону [видимого] пространства, неба Ты, о сильный по своей природе, [приходящий] на помощь, о дерзкий мыслью, сделал землю противовесом [своей] силы, охватывая воды, солнце, ты идешь на небо.

Катха упанишада (2.1.10):

Что здесь, то и там; что там, то и здесь.

 

Иудаизм.

Зозар. Бытие (196):

Бог провидел, что необходимо мир устроить так, чтобы обязательно у всякой твари мозг был, так сказать, всегда окружен многочисленными оболочками. Весь мир, как наверху, так и в низу устроен по этому принципу, начиная с первичного сакрального центра и вплоть до самых отдаленных пластов. Все они — оболочки друг для друга, — мозг в недрах мозга, дух в глубинах духа, скорлупка внутри скорлупки.

Первичный центр — это свет сокровенной просвечиваемости, утонченности и чистоты немыслемой. Эта сердцевина расширяется, становясь "дворцом", который выступает в качестве оболочки для центра и тоже является сияющей непознаваемостью. "Дворцовый" покров непосижимости внутренней точки, хотя сам по себе тоже непознаваемое сияние, всегда не столь утончен и прозрачен, как первичная точка. Дворец расширяется в собственную оболочку, в первичный свет. Отсюда начинает разворачиваться вовне расширение за расширением, где каждое последующее образует для предшествующего некий покров, вроде оболочки мозга. Хотя и представляя собою изначально оболочку, каждое из расширений становится мозгом для последующего.

Точно так же все происходит и внизу: по этому же образу и подобию и человек сочетает в мире сем мозг и оболочку, дух и тело, — все это во имя совершенной организации мира сего.

 

Сикхизм.

Ади-Грантх, Джапуйи (22):

Из нижних миров и небес создал Он миров миллионы;

Выбиваются люди из сил в стремлении всех их освоить.

 

2. БЕССМЕРТНАЯ ДУША.

 

Каждая конфессия по-разному описывает душу, или духовную сущность, человека: индуизм описывает ее как божественную самость; буддизм — как производ­ное причин и следствий; иудаизм, христианство и ислам — как суть челове­ческой личности, неотъемлемую часть ее предпочтений и поступков.

С точ­ки зрения онтологии следует отметить, что буддизм не считает душу Высшей Реальностью и разделяет с индуизмом и джайнизмом представле­ние о душе как божественной самости (атмане). Иудаизм, христианство и ислам полагают, что человеческая душа реальна, но в то же время отлична от Бога, который является изначально иным и принципиально отличается от своих творений.

Из содержания священных текстов следует, что Душа, по некоторым представлениям, гораздо важнее для становления «личности, чем тело, которое сотворено из глины и является всего лишь оболочкой, тем, чем владеют, что у тебя есть, а вовсе не тем, что ты есть». Затем приводятся свидетельства вечной жизни, показывается, как Душа преодолевает конец своего физического тела. И хотя этот процесс изоб­ражается по-разному в разных религиях (душа может оставаться недалеко от земли, возноситься на небо или низвергаться в ад, участвовать во всеобщем воскресении, погружаться в божественное сознание, переходить в иное тело), однако везде подчеркивается, что она «выживает»  после смерти тела.

Вот как понятие Души формулируется в священных текстах.

Иудаизм.

Талмуд, Санхендрин (108а):

Тело — это всего лишь оболочка души.

 

Ислам.

Коран (2:149):

Не говорите о тех, которых убивают на пути Аллаха: "Мертвые!" Нет, живые! Но вы не чувствуете.

Коран (87:16):

...вы предпочитаете жизнь ближайшую, а последняя лучше и длительнее. Поистине, это (сказано) в свитках первых, свитках Ибрахима и Мусы.

Христианство.

Второе послание к коринфянам (4:16-18):

Но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно. Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. От того мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище...

Индуизм.

Бхавагавадгита (2.19-25):

Один мыслит Его убитым, другой думает: "Это убийца";

В заблуждении и тот и этот: не убит Он и не убивает.

Никогда не рождаясь, Он не умирает,

Он не тот, кто, родившись, больше не будет;

Нерождаемый, вечный, древний, бессмертный,

Он при гибели тела не гибнет.

Тот, кто знает Его неизменным, нерождаемым, неразрушимым

Разве, Партха, Он убивает? разве Он побуждает к убийству?

Как одежду изношенную бросая, человек надевает другую,

Так, сносив это тленное тело, воплощенный в иное вступает.

Знай, мечи Его не рассекают, и огонь не сжигает, Партха;

Не увлажняет Его вода, Его ветер не иссушает.

 

3. ГРЯДУЩЕЕ БЫТИЕ.

 

Обычно религии не занимаются толкованием подлинной сущности гря­дущего бытия, упоминая лишь о воздаянии понесшим утрату или об утешении страждущих в этой жизни. Само существование загробной жизни повышает цену и значение земного существования. По мнению всех религиозных конфессий тем, как человек живет на этом свете, в значительной мере определяется его дальнейшая судьба в мире путостороннем. Конечно, нередко проповедуется, что жизнь на этом свете всего лишь возможность приуготовить себя к жизни вечной. Смерть не нарушает связи между деянием и воздаянием; зачастую только в последующей жизни осуществляется то, что было заслужено уже на земле.

Индивидуальные черты характера также переживают смерть: если человек был в этой жизни добрым или злым, то и в последующей он будет либо продолжать наслаждаться добротой, либо страдать от зла. Поэтому разумный, верующий человек живет с оглядкой на вечность и копит заслуги, раскаивается в злодеяниях и старается разделаться со всеми долгами прежде, чем пробьет его смертный час в общем, настоящая подготовка к жизни на том свете рассматривается как длящаяся всю жизнь, начиная уже с юности. Так как для того, кто готовится к смерти, смерть не страшна.

К тем же, кто пренебрегает этим правилом, смерть явится внезапно, и они будут вечно пребывать исполненными сожаления.

Вот как эта мысль о наступлении грядущей, потусторонней жизни выражается в различных священных текстах.

 

Иудаизм.

Мишна, Абот (IV.17):

Один час раскаяния и добрых дел в этом мире дороже всей жизни будущего мира, и один час блаженства в будущем мире дороже всей жизни этого мира.

 

Мишна, Абот, (IV.16):

Этот мир подобен прихожей к миру будущему: оправь себя в прихожей, чтобы войти триклиний.

Джайнизм.

Уттарадхьяянасутра (10.1—4):

Как красно-желтый лист спадает с дерева на землю, когда его пора приходит, так же я жизнь человека;

Как капелька росы, всего лишь недолго может задержаться на кончике травинки, так же и жизнь человека;

Столь быстротечна жизнь, а существование столь опасно, что избавляйся ото всех грехов, которые ты когда-либо совершил;

В бесконечном потоке времени редко на долю живого существа выпадает случай родиться человеком; тяжки последствия содеянного;

Буддизм.

Дхаммапада (219—220):

Родственники, друзья и доброжелатели радуются, приветствуя человека, долго отсутст­вовавшего и пришедшего издалека невредимым.

Добрые дела встречают добродетельного человека, ушедшего из этого мира в другой, как родственники — своего близкого при его возвращении.

Индуизм.

Законы Ману IV (238-239):

Надо постепенно накапливать дхарму, как белые муравьи [сооружают] свой муравейник, не мучая ни одного живого существа ради приобретения спутника в ином мире, ибо в другом мире ни отец, ни мать не являются спутниками, ни сын, ни жена, ни родственники — только дхарма остается с ним.

Христианство.

Евангелие от Матфея (18:18):

Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе.

 

4. ПЕРЕХОД.

 

Переход в инобытие в момент смерти — непостижимая тайна для тех, кому не довелось этого еще испытать на  себе. В настоящее время уже большом количестве опубликованы рассказы людей, испытавших  предсмертье, но выведенных из состояния клинической смерти. Они рассказывают о переходе в мир иной, где тепло, приветливо и с большой любовью встречали существа, сотканные из света.

В священных текстах религий всего мира содержится описание иного менее утешительного события: каждый подвергается суду, где обязан беспощадно и честно оценить свою жизнь. Однако даже в этот решающий момент, умирающий может, сосредоточив свое сознание на Боге и впитывая тот Свет, что окутывает его, перенестись в Духовный мир.

Такие тексты как тибетская «Книга мертвых» и «Бхагавадгита», дают совет, как обеспечить себе безопасный переход в инобытие. Джайнизм, кроме того обращает внимание на то, как важно контролировать переход из этой жизни в следующую с помощью идеала Саллекхана (святой кончины), которую достигается усердным постом и медитацией.

Вот как описывается переход из Физического мира в мир Духовный в священных книгах различных религий.

Индуизм.

Бхагавадгита (8.5—7, 12—13):

Кто в час кончины, освобождаясь от тела, Меня вспоминая, уходит, тот в Мою Сущность идет, в этом нет сомненья; Ибо кто какую сущность вспоминает, покидая тело, к той он идет, всегда превращаясь в ту сущность...

 

Зораостризм.

Авеста, Ясна (33.1):

И порочного человека, и праведника,

И того, в ком хорошее соседствует с дурным,

По справедливости рассудит Судия,

Учтя законы, что бытуют ныне.

Сикхизм.

Ади-Грантх, Рамкали-ки-Вар (М. 1):

Когда покинешь ты сию юдоль,

Бог потребует отчета в твоих деяниях,

Что в книгу у Него занесены.

Ослушники предстанут пред судом.

И ангел смерти Азраэль парить над ними станет,

А им из тупика, куда они попали,

Уж выхода найти дано не будет.

 

Буддизм.

Тибетская «Книга мертвых»:

И придет тогда Добрый Дух, который был рожден вместе с тобой, и пересчитает добрые дела твои на белых камешках, и придет Злой Дух, который был рожден вместе с тобой, и пересчитает дурные дела твои на черных камешках. И тогда ты страшно испугаешься и объемлет тебя благоговейный страх, ты ужаснешься и затрепещешь, и попытаешься ты солгать, говоря: «Не совершал я никаких дурных дел».

И тогда Бог Смерти произнесет: «Я загляну в Зерцало кармы». И посмотрит он в Зеркало, где всякое доброе и всякое злое деяние живо отразилось. Лгать бесполезно.

Иудаизм.

Мишна, Абот (IV, 22):

Родившимся — умереть, умершим — воскреснуть, воскресшим — предстать на суд; да будет ведомо, возвещено и сознано, что Он, Бог — и создатель, и творец, и сведущий (эксперт), и судья, и свидетель, и истец. Он будет судить, нет у Него ни неправды, ни забывчивости, ни лицеприятия, ни мздоимства, — ибо все — Его; знай, что все — по счету (соразмерно содеянному); пусть нецер твой не уверяет тебя, что могила для тебя — убежище, ибо не по своей воле ты создан, не по своей воле ты родился, не по своей воле живешь, не по своей воле ты умираешь. И не по своей воле ты отдаешь отчет Царю царей.

 

5. РАЙ.

 

Представление о  рае и аде обязательно присутствует  во всех религиозных учениях. Описания этих обиталищ в священных текстах нередко изобилует яркими и причудливыми образами, метафорически представляющими реальность, которая вряд ли может быть частью обыденного опыта простых смертных.

Являются ли эти царства объективно существующими? Священные писания едины в своем утвердительном ответе. Однако царства эти не имеют физически определенного местонахождения. В потустороннем мире им дается лишь география «верха» и «низа». Встречающееся в некоторых текстах представление, будто рай и ад суть лишь порождения определенного состояния духа, нисколько не противоречит их реальности. Так как устремления и чаяния людских сердец, таящиеся, по-видимому, под наслоением внешних обстоятельств смертного существования, равнозначны материальной реальности царств духовных.

Ряд индуистских, буддийских и даосских текстов повествует о Яме — боге смерти. Яму нельзя уподоблять дьяволу, или сатане, творящему по христианским представлениям зло. В Ведах под его началом находятся блистающие царства, ему приносятся жертвы и воз­носятся молитвы во благо усопших. Как владыка подземного мира в буд­дизме он действует, руководствуясь божественным законом, определяя воздаяние людям в соответствии с их кармой. А в одном из текстов он даже преподносит предметный урок, дабы отвратить людей от зла.

Священным писаниям иудаизма, христианства и ислама свойственна некоторая неопределенность в изображении Царствия Небесного и преис­подней. Его можно интерпретировать двояко: либо как описание состояния души после смерти, либо как событие, которое свершится после воскресения мертвых в день Страшного суда.

Книги разных религий описывают рай как место отдохновения как возвышенное состояние духа, исполненного   божественной рая и общения с Абсолютом. Встречаются и   более яркие и материалистические образы.

Вот как описывается рай в некоторых священных текстах.

Иудаизм.

Талмуд, Брахот (17а):

Мир грядущий не таков, как мир здешний. В мире будущем нет ни еды, ни питья, ни размножения, ни торговли, ни зависти, ни вражды, ни соревнования, но праведники сидят; с венцами на головах и наслаждаются сиянием Божества.

Индуизм.

Атхарваведа (6.120.3):

Где радуются добросердечные, доброжелательные, оставив болезнь своего тела, неущербные в (своих) членах, невредимые на небе — там пусть увидим мы отцов и сыновей!

Буддизм.

Великая Сукхавативьюха сутра (15—18):

Есть там великие реки. Все эти реки спокойно несут воды свои и источают множество сладчайших ароматов. По водам этих рек плывут букетики цветов с драгоценностями, которые издают самые разные приятные звуки. И звуки, исходящие от этих великих рек, столь приятны будто
миллионы музыкальных инструментов ведут свои партии, виртуозно исполняя райскую музыку. Это совершенно непостижимое, впечатляющее, ни с чем не cpaвнимое совершенство ласкает слух, трогает сердце, восхищает и никогда не утомляет, сколько бы его ни слушать.

По обоим берегам этих великих рек, о Ананда, стоят, благоухая всевозможными ароматами деревья, украшенные драгоценными камнями, и с них свисают гроздья цветов листьев и веток. А если обитающие здесь сущности пожелают предаться на этих речных берегах забавам, исполненным райского наслаждения, то, едва они ступят в воду, вода для каждого поднимется в соответствии с его желанием: по щиколотку, до колен, по пояс, по грудь, по
горло. Тут и начинается райское наслаждение.

 

6. АД.

 

Некоторые священные писания утверждают, что ад — это не что иное, как состояние духа, но всякий, кому приходилось томиться от полного одиночества, терзаться угрызениями совести, сгорать со стыда, изводиться от чувства вины или скорбеть об утрате, знают, что подобное состояние души может быть крайне мучительным. Кроме того, сообщается, что на том свете невозможно будет избежать этих душевных страданий с помощью испытанных уловок, к каким обычно прибегает человек в земной жизни. Там нельзя выкинуть все из головы, найти своим поступкам оправдание, предаться сладострастию или пьянству. Нет там передышки от мук, которые непрерывно терзают несчастную душу.

Для описания этих невообразимых страданий в священных текстах используются вполне осязаемые образы: пылающий огонь, кипящая вода, лютый холод.

Вот только наиболее яркие свидетельства.

Индуизм.

Шатапатха брахмана (11.6.3):

И пошел он оттуда к востоку. Там люди расчленяли друг друга на куски, отрезая друг у друга части тела со словами: «Это тебе, а это    мне!»

И сказал он: «О ужас! Люди здесь расчленяют друг друга на куски, отрезая друг другу части тела!»

На что ему отвечали: «Так же точно они обращались с нами в другом мире, а теперь мы обращаемся с ними так же точно в ответ».

Буддизм.

Сутта Нипата (672— 76):

Тогда человек за свои мерзкие дела кипит в воде, кишащей червями. Он не может стоять спокойно: у кипящих   чанов, круглых и гладких,  как поверхность шара, не за   что ему ухватиться. И вот он в чаще обоюдоострых мечей: части тела его отсечены и изрублены. Язык вырван крючьями, туловище исхлестано и исполосовано плетьми. И вот он в водах Ветерани, перейти которые невозможно.

 

7. АНГЕЛЫ.

 

В священных текстах религий всего мира говорится о существовании целого сонма духовных сущностей, населяющих разнообразные царства потусто­роннего мира. Христиане представляют себе эти добрые и милосердные духовные сущности в виде ангелов и почивших святых, буддисты махаяны — как величайших бодхисаттв, а синтоисты — как ками.

Индийские религии повествуют о дэвах и дэви, гандхарвах, или небесных музыкантах, и прочих разного рода божествах. Согласно китайской традиционной религии в  иерархии богов есть свой Желтый государь и бесчисленное  множество персонифицированных духов, вроде Духа очага.

В религиях американских индейцев в качестве духов-хранителей выступают такие активно проявляющие себя в мире природы силы, как Гром, Матушка-кукуруза, священные Камни, Ветры, Орел, Солнце и Луна.

Вот некоторые свидетельства об ангелах.

Ислам.

Коран (41:30-31):

...Которые говорят: «Господь наш – Аллах», — а потом стоят прямо, на них нисходят ангелы. Не бойтесь, и не печальтесь, и радуйтесь раю, который вам обещан!

Мы — ваши друзья в здешней жизни и в будущей. Для вас там - то, что пожелают ваши души, и для вас там — то, что вы потребуете...

Иудаизм.

Танхума, Числа (19):

Если человек исполняет одну заповедь, он поручается одному ангелу, если он исполняет две заповеди, то его поручают двум ангелам; если же он исполняет все заповеди, то к нему приставляется множество ангелов, ибо, как сказано: «Ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих» [Псалом 90:11]. Кто же эти ангелы? Они его хранители от злых духов, ибо, как сказано: «Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя» [Псалом 90:7].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

О бессмертии человеческой души человечество знало на протяжении всей своей цивилизованной истории. Уже в Древнем Египте, Шумере и Аккаде люди уделяли особое внимание вопросам смерти и послесмертному существованию. О вере людей в жизнь после жизни свидетельствуют также и археологические находки, когда в могилу клали вещи, которые по мнению живых, могли пригодится усопшему в царстве мертвых.

С веками стихийные представления о потустороннем мире выкристаллизовывались в стройные религиозные учения, которые, не смотря на все свое разнообразие, как было показано в настоящей работе, сходились между собой в некоторых обобщающих положениях, к которым в частности относится следующее:

1) Духовный и Физический мир человека связан через его Душу, которая осмысливается как некая самостоятельная разумная сущность, теснейшим образом связанная с телесной оболочкой человека, которая может покинуть эту оболочку только в случае физической смерти человека;

2) в момент смерти сознание человека, его разум не умирает, а продолжает активно функционировать, как непосредственно в момент смерти, так и в последующее время после нее, то есть теологическими учениями утверждается что Душа бессмертна;

3) обустройство потустороннего мира является очень своеобразной копией мира физического, но наделенного более яркими чертами рая и ада.

 

ЛИТЕРАТУРА.

 

1. Библия. Синодальный перевод. М.: 1998.

2. Коран. Перевод и комментарий Ю.И. Крачковского. М.: 1986.

3. Дхаммапада. Перевод В.Н. Топорова. М.: 1960.

4. Атхарваведа. Перевод Т.Я. Елизаренковой. М.: 1976.

5. Упанишиды. Перевод А.Я. Сыркина. М., 1967.

Сайт управляется системой uCoz