СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ...........................................  1

1. Ребенок и конфликты поколений ...................  3

2. Ребенок и сексуальные конфликты молодоженов .....  4

3. Ребенок и семейно-воспитательная роль отца ......  5

4. Ребенок в малообеспеченной семье ................  6

5. Ребенок в молодежной семье ......................  7

6. Ребенок в многодетной семье .....................  8

7. Единственный ребенок в семье ....................  9

8. Ребенок в обеспеченной семье .................... 10

Заключение ......................................... 11

Литература ......................................... 12

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

Актуальность настоящей работы обусловлена особой ролью института семьи в социальных отношениях человека, особенно её особой функцией репродуцирования и воспитания детей. В связи с этим цель настоящей работы является раскрытие некоторых социально-психологических конфликтов и ситуаций связанных с появлением ребенка в семье.

Стремясь поддерживать роль сексуальной партнерши и матери в семье, да еще выполняя при этом новые для себя профессиональные обязанности связанные с её карьерным ростом, женщина вынуждена иногда просто разрываться на части, ей трудно привыкать к многочисленным и разнообразным нагрузка, тем более, что ее партнер, как правило, плохо подготовлен предыдущим воспитанием к выполнению так называемых «домашних» дел, которые вызывают у него в большинстве случаев лишь презрение. Так что женщина вынуждена брать на себя большую часть семейных проблем связанных с появлением в семье ребенка. Тем не менее в современных молодых семьях мужчины начинают брать на себя все более значимую часть семейных забот.

Важной особенностью современной семьи является то, что она хочет иметь детей только тогда, когда супруги это пожелают. И иметь их не сколько-нибудь, а двух или трех, что связано с экономическим уровнем новой семьи. Вместе с тем это желание большинства молодых семей достаточно хорошо коррелируется с интересами общества в целом, так как для того чтобы сохранить естественный репродукционный уровень в стране, который обеспечивал бы как минимум сохранение её численности, необходимо, чтобы число детей в каждой семье было бы не менее двух, а еще лучше трех, тогда численность населения бы неуклонно росла бы. Статистика показывает, что для простого воспроизводства населения России необходимо, чтобы примерно 50% семей имело по двое детей и 50% - по трое. Но социально-демографическая ситуация в стране характеризуется снижением уровня рождаемости, и как следствие старения населения, увеличение количества однодетных и многодетных семей, а также значительный рост внебрачной рождаемости.

По данным социологических исследований, из общего числа рожденных в последнем десятилетии (1990-2000) примерно третья часть родилась вне брака, а возрастная группа 16-17-летних матерей составляет почти половину[1]. Многие из этих детей пополняют контингенты детских домов, в том числе и со специфическими физиологическими и психическими отклонениями, потому что родители попросту отказываются от каких бы то ни было обязательств по отношению к ним. Наряду с этим пятая часть супружеских пар вообще не желает иметь детей, при этом наиболее значимым мотивом для принятия такого решения становится неуверенность в завтрашнем дне.

В целом среди мотивов ограничения числа детей или отказа от деторождения в последние годы преобладали следующие:

- не с кем оставить ребенка;

- необходимо дать хорошее воспитание уже имеющимся детям;

- стесненные жилищные условия;

- материальные затруднения;

- перегрузка домашним хозяйством;

- желание «пожить для себя»;

- внутрисемейные конфликты.

 

1. РЕБЕНОК И КОНФЛИКТЫ ПОКОЛЕНИЙ.

 

Случай из жизни:

У одной моей знакомой (Светы) родители мужа были категорически против их брака, даже не пришли на свадьбу и постоянно говорили мужу, что она ему не пара. Родители Светы жили в другом городе и она не могла к ним обратиться за помощью.

Но когда родился ребенок, Света сама пригласила свекровь взглянуть на внука, и та не смогла отказаться, так это был ребенок ее любимого сына. А взяв внука на руки, она была так счастлива, что не понадобилось ни каких слов для примирения со Светой.

С тех пор свекровь по собственной инициативе ежедневно приезжала, чтобы погулять с внуком, и Света получила время для отдыха, а муж получил дополнительные ласки. Все были довольны, Даже свекор с удовольствием возился с внуком.

У Светы с родителями мужа после этого сложились прекрасные отношения, и свекровь никогда не отказывалась взять к себе внука на вечер или несколько дней. А муж стал более внимательным и заботливым. Но самое главное Света сама значительно изменилась: стала проявлять меньше обид и пустяковых амбиций. В семье восстановился мир, мать больше не «пилит» сына за то что он женился без родительского благословения.

Таких случаев очень много, и, когда инициативу проявляют молодые супруги, родители всегда это ценят, так как потребность держать на руках маленькое существо, которое является частичкой твоего ребенка – присуща любой нормальной женщине любого возраста. Да и дедушки любят своих внучат не меньше бабушек. Они более дисциплинированы, как правило выполняют все рекомендации молодой мамы и не так активно вмешиваются в процесс воспитания внуков, как это порой делают бабушки.

В месте с тем далеко не редки случаи когда конфликт между поколениями в семье не заканчивается столь радужно как в данном случае, а наоборот начинает разрастаться с новой силой, именно на почве разного понимания правильного и неправильного воспитания.

 

2. РЕБЕНОК И СЕКСУАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ МОЛОДОЖЕНОВ.

 

Случай из жизни:

Одна моя знакомая (Рита) в связи с беременностью несколько подурнела внешностью, при этом оставаясь все той же доброй и отзывчивой, какой я её знала ещё до замужества. Она очень любила своего мужа и поэтому была удивлена и обижена его все возрастающим невниманием и сексуальной пассивностью.

Когда она попыталась выяснить причину, так резко изменившегося к ней, с его стороны, отношения, то он объяснил это её беременностью, которая превратила ее из привлекательной девушки в непривлекательную женщину. Вскоре она узнала, что он стал ей изменять с другой женщиной.

Семейная жизнь была омрачена и Рита не знала как её поступить. Тем временем родился прекрасный мальчик и её отношения на некоторое время с мужем восстановились. Но с каждым днем всё её внимание все больше и больше стало поглощаться проблемами сынишки: питание, прогулки, беспрерывная череда больших и малых болезней, непривычный ритм жизни, проблемы с работой, необходимость продолжать учебу, все это вместе взятое от нимало у Риты не только уйму времени, но и уйму сил, которых все меньше оставалось на сексуальную близость с мужем. В результате он снова стал холоден, и снова стал гулять на стороне.

Не простив второй его измены Рита с ним разошлась и сейчас воспитывает своего сына одна.

Это лишь одни из многих примеров как рождение ребенка оказывает влияние на сексуальную жизнь молодоженов, которое, как в данном случае, привело к разрушению семьи и глубокому преобразованию жизни молодых людей.

Вопрос сексуальной гармонии и согласование её с появлением в семье ребенка в настоящее время является одной из самых актуальных проблем современной молодежи. И это связано даже не столько с не подготовленностью юношей к восприятию и тактичному отношению к женщине в период рождения ребенка, сколько с общей проблемой взаимоотношения молодожен в семье.

 

3. РЕБЕНОК И СЕМЕЙНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РОЛЬ ОТЦА.

 

Случай из жизни:

Мой школьный товарищ (Игорь), с которым я поддерживаю дружеские отношения до настоящего времени, сам купал ребенка с грудного возраста, потому что это у него получалось лучше чем у жены. Вначале они это делали вместе, но ей было тяжело удерживать малыша, когда он плескался ванночке, и однажды она нечаянно выпустила его из рук, так как он был крупным и подвижным мальчиком. Ребенок плюхнулся в воду, перевернул ванночку и упал на пол. Рассерженный Игорь, в обязанности которого до этого входило только подготовить детскую ванну, принести воды, а затем все это убрать после купания (ребенка купали на столе на кухне), сказал: «Дай, лучше я сам», и он очень ловко обхватил сына за спину, а другой рукой поддерживал его за подмышки (у мужчин рука больше женской), так что малыш мог вертеться сколько угодно, но уже не мог выскользнуть из крепких мужских рук. С тех пор он всегда купал его сам, даже тогда, когда тот подрос и его приходилось купать в большой ванне.

Этот характерный случай показывает как преображаются мужчины, даже те из них которые были раньше эгоистами и не хотели иметь ребенка, когда у них появляется возможность проявить не свойственную в мужской жизни заботу о маленьком, недавно появившемся в семье существе.

Участие мужчины в обихаживании новорожденного: пеленание, купание, прогулки, кормление и т.п., в значительной мере привязывают мужчину к семье создавая неповторимый климат взаимопонимания, сопереживания и психологической поддержки. Мужчина становится не сторонним наблюдателем в воспитательной функции семьи, а ее активным участником. Но здесь часто кроются «подводные камни» семейных конфликтов. Увлекаясь участием мужа в домашних делах, женщина начинает воспринимать это не как его добровольное желание разделить с ней часть ее забот, а как его принудительную обязанность, которую необходимо выполнять при любых условиях, вне зависимости от его физического и психического состояния.

 

4. РЕБЕНОК В МАЛООБЕСПЕЧЕННОЙ СЕМЬЕ.

 

Случай из жизни:

Одна моя знакомая (Катя) выросла в малообеспеченной семье и её муж тоже, так что они хорошо знают проблему материального обеспечения в жизни семьи, особенно с появлением в ней нового члена.

После рождения дочки, материальное положение семьи Кати и без того тяжелое, ухудшилось еще более. Теперь им практически всегда не хватало денег до следующей зарплаты и приходилось последнюю неделю до нее жить в долг, что вызывало дополнительные трудности в их жизни. Но Катя с мужем любили друг друга и не теряли, не смотря на трудности материальные, уважения к друг другу, что часто бывает в других семьях в подобных ситуациях.

Однажды Катя зашла в магазин со своей 4-летней дочкой. На прилавке лежали красивые, но непозволительно (для Кати) дорогие конфеты. Но малышка еще не понимала, что такое деньги и стала просить и капризничать, что бы мама купила ей именно эти, так понравившееся её конфеты. Покупатели стали обращать на них внимание и некоторые из них с возмущением замечали: «Жалко купить ребенку конфеты? А еще мать!». Катя попросила дочку выйти на улицу и спокойно вместе с ней пересчитала все имеющиеся деньги и объяснила, что необходимо в этот раз на них купить. Дочка успокоилась и не стала больше просить конфет.

Сейчас девочке уже десять лет и она, когда идет с Катей в магазин, обязательно спросит: «Мама, у нас есть деньги, хватит ли их?».

Проблема материального обеспечения в семье как правило усугубляется с рождением ребенка, требующего большего расхода, нежели при его отсутствии. Отсутствие необходимого количества денег часто меняет не только взаимоотношения супругов, но взаимоотношения детей и родителей. Далеко не всегда, как в данном случае, их отношения складываются столь без облачно. Материальный недостаток, как правило сопровождается снижением внимания к ребенку, и как следствие ребенок в таких семьях становится предоставленным саму себе и улице.

 

5. РЕБЕНОК В МОЛОДЕЖНОЙ СЕМЬЕ.

 

Случай из жизни:

Моя школьная подруга (Наташа) познакомилась со своим будущим мужем на подготовительных курсах и уже на втором курсе они поженились. И уже с первых дней они столкнулись с проблемами молодой семьи.

Она не умела и не любила готовить, а он вырос в семье где детей приучали быть самостоятельными с малолетства. Так притираясь к друг другу они родили сынишку. С его рождением у двух студентов, живущих в основном на стипендию, случайные заработки и не большую помощь родителей, проблем в жизни значительно прибавилось. Но их оптимизм и семейное счастье от этого ни сколько не уменьшились. На лето сына отправляли к родителям мужа, зимой ютились с ним в съемной комнате коммунальной квартиры.

С рождением сына Наташа значительно изменила свои представления о жизни. Стала мягче, терпимее, больше внимания стала уделять проблемам мужа.

Проблема молодежных семей во многом схожа с проблемами малообеспеченных семей, но их отличительной чертой является уверенность в том, что этот период их жизни лишь временный этап, за которым наступит, то счастливое будущее ради которого они создали семью и родили ребенка. Проблема ребенка в молодежной семье усугубляется еще и тем, что как правило такие семьи живут отдельно от родителей и поэтому не имеют своего жилья, что накладывает на их быт определенный негативный аспект.

Появление ребенка в таких семьях, чаще всего вызвано не прагматичным решением формирования семьи, а как правило в результате чувственной эмоциональности. Поэтому рождение ребенка вносит в их жизнь элемент дополнительной социальной неустроенности, так как они и сами к этому времени еще не успевают социально-стабильно организовать свою жизнь. Отсутствие достаточного материального обеспечения, не редкое отсутствие постоянного жилья, не сформировавшаяся в полную меру социальная ответственность за судьбу ребенка нередко приводят к социальным драмам и трагедиям молодых семей.

 

6. РЕБЕНОК В МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬЕ.

 

Случай из жизни:

Одна из моих знакомых (Ира) родила в этом году шестого ребенка. Естественно шестеро детей в семье в настоящее время создают супругам не мало хлопот и материальных трудностей, но тем не менее они сохраняют удивительное дружелюбие не только при общении с посторонними людьми, но и внутри семьи между собой.

Стойко переживая трудности с жильем и материальным положением Ира видит в своей многодетной семье не мало плюсов по сравнению с малодетной семьей.

Во-первых её старшая дочь, которой уже 14 лет, активно помогает ей в ухаживании за ей младшими братьями и сестрами (у Иры 2 мальчика и 4 девочки). Она ходит с ними гулять, помогает их купать, стирать белье, готовить питание. Вообще в их семье принято, что старшие дети всегда помогают младшим и проявляют по отношению к ним максимум внимания и заботы.

Во-вторых проблема одежды для детей стоит в семье не так остро как в малодетных семьях. Дети у Иры очень аккуратны, очевидно они унаследовали эту черту от нее, поэтому в семье накапливается достаточно еще довольно приличной одежды которую Ира использует для младших детей.

И самое главное в их семье, благодаря, можно сказать детскому коллективу, царит особая атмосфера дружбы и взаимопомощи. Каждый ребенок получает практические навыки домашней работы, понятие семейных обязанностей и личной ответственности за других членов семьи.

Проблема многодетных семей не исчерпывается только материальным достатком и жилой площадью. Важной особенностью многодетных семей является смещение влияния отца, который практически все свое время посвящает работе, в сторону матери, которая в таких семьях становится единственным их воспитателем. Именно социальное, культурное и психологическое развитие матери формирует в целом структуру личности детей в многодетных семьях. От того какой психологический климат сможет она создать и будет зависеть нравственный уровень детей в будущем.

7. ЕДИНСТВЕННЫЙ РЕБЕНОК В СЕМЬЕ.

 

Случай из жизни:

Моя школьная подруга (Настя) вышла замуж уже три года назад, но только сейчас они с мужем решили обзавестись ребенком и при том только одним. Свое решение она объяснила тем, что, хотя она и понимает (и самое главное хочет), что ребенок в семье необходим, тем не менее с его рождением не торопилась, так как понимала насколько изменится после этого ее жизнь. Придется отказаться от многих привычек и удовольствий (например бросить курить, посещать шумные компании и т.п.). Появятся новые заботы и хлопоты, которые поглотят много личного времени, которого, и до рождения ребенка, катастрофически не хватало. В общем по её представлению рождение ребенка это всегда катастрофическое изменений личной жизни.

Но даже все же решившись на рождение ребенка Настя не хочет обременять себя другими детьми, с тем чтобы, как только её ребенок поднимется «на ноги» она смогла бы вновь уделять себе столько времени сколько для этого необходимо.

Проблема единственных детей в семье начинается за долго до их рождения и как правило связана с той социальной средой в которой выросли их родители. Социологи уже давно отмечают, что чем выше культурный и интеллектуальный уровень родителей тем меньше детей рождается в этих семьях. Рождение одного ребенка, является основой исчезновения нации, так как только при двух детях может сохраняться более или менее устойчивый характер национальной репродукции. Таким образом в феномене единственного ребенка общество сталкивается с демографическим парадоксом: чем выше культурный уровень общества тем быстрее оно стареет и наоборот.

Кроме демографических проблем единственный ребенок рождает еще и комплекс социально-психологических проблем связанных с его индивидуальным воспитанием в семье. Будучи окруженным избыточным вниманием домочадцев единственный ребенок как правило растет эгоистичным и капризным ребенком, особенно в обеспеченных семьях.

 

8. РЕБЕНОК В ОБЕСПЕЧЕННОЙ СЕМЬЕ.

 

Случай из жизни:

Одна из моих подруг (Оксана) выросла в очень обеспеченной семье, в которой ни когда при её жизни не существовало ни каких материальных или жилищных проблем.

С детства её баловали и потакали всем её прихотям и хотя у нее есть старший брат, все внимание родители, дедушки и бабушки все же уделяли ей, так как она была любимицей в семье. Но не смотря на столь избалованное воспитание она сохранила естественность в общении с окружающими её людьми, ни когда не позволяет проявлять какое-либо пренебрежение или снобизм.

И тем не менее её жизнь нельзя назвать абсолютно безоблачной. Благодаря тому, что у нее всегда есть не малые карманные деньги и желание беззаботного время провождения возле нее всегда крутятся недобросовестные люди, которые то и дело втягивают её в довольно «мутные» мероприятия из которых она потом выходит благодаря своему брату или родителям. У неё очень сложно складываются отношения с мужчинами, которые по большей части предпочитают быть при ней «альфонсами» нежели потенциальными супругами. В связи с этим у неё сформировался комплекс неприятия молодых людей, так как практически в каждом она видит чисто меркантильный интерес.

Проблема детей в обеспеченных семьях, в отличии от семей не обеспеченных, связана с неразрешимой проблемой соотношения свободы и зависимости ребенка от родителей. С одной стороны, избыточный материальный достаток создает иллюзию независимости ребенка и он попадает в компании различного деструктивного поведения, с другой, ребенок постоянно чувствует свою материальную зависимость от родителей, что формирует у него комплекс неполноценности, который в свою очередь либо приводит к конформизму и социальному инфантилизму, либо толкает ребенка на конфликт с семьей, вплоть до полного разрыва с ней.

Как правило взаимоотношение родителей и детей в обеспеченных семьях усугубляется еще и низким уровнем их общения, из-за профессиональной занятости родителей.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

Рождение ребенка существенно меняет социологические характеристики основных функций, структуры семьи.

Воспитательная функция семьи сама по себе уже обязана наличию ребенка в семье, но в зависимости от социальных установок родителей выделяются несколько достаточно устойчивых стереотипов семейного воспитания:

1) детоцентризм – всепрощенческое отношение к детям, ложно понимаемая любовь к ним;

2) профессионализм – тенденция своеобразного отказа родителей от воспитания детей под предлогом того, что этим должны заниматься педагоги, воспитатели-профессионалы в детских садах и школах.

3) прогматизм – воспитание цель которого – выработка у детей «практичности», умения «ловко устраивать свои дела», ориентации их прежде всего на получение непосредственной материальной выгоды.

Хозяйственно-бытовая функция семьи с рождением ребенка меняется принципиально, так как в проблемы питания, одежды, здоровья, досуга и т.д. приобретают особую значимость с появлением нового члена семьи.

Эмоциональная функция семьи претерпевает существенные изменения как в процессе самого появления ребенка, так и в процессе его дальнейшего развития и взросления.

Функция духовного (культурного) общения как правило также девилирует с рождением ребенка от ярко выраженного экстровертного[2] типа к интровертному[3].

Рассмотренные в настоящей работе случаи можно классифицировать по следующим признакам:

1) ребенок создает проблемы (случай 2, 3, 4, 5, 6) и ребенок их решает (случай 1, 3, 4, 6, 7, 8);

2) ребенок укрепляет семью (случай 1, 3, 5, 6) и ребенок её разрушает (случай 2, 4, 5);

3) детский детерминизм (случай 1,3, 4, 7, 8) и детский ойкумизм (2, 4, 6).

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: Исследования и проблемы. М., 1997.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2000.

3. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М., 1996.

4. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М., 1998.

5. Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. М., 1982.

6. Голод С.И. Стабильность семьи: Социологический и демографический аспекты. М., 1999.

7. Гребенников И.В. Воспитательный климат семьи. М., 1994.

8. Джеймс М. Брак и любовь. М., 1995.

9. Келам А., Эббер И. Причина конфликтных ситуаций в семье: Человек после развода. М., 1995.

10. Келли Г., Тибо Дж. Межличностные отношения: Теория взаимозависимости. М., 1997.

11. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. М., 1997.

12. Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1998.

13. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. М., 1999.

14. Проблемы семьи и детства в современной России. М., 2001.

15. Семья и социальная структура. М., 1997.

16. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. М., 2000.

17. Соловьев Н.Я. Брак и семья сегодня. М., 2001.

18. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. М., 1997.

19. Чуйко Л.М. Браки и разводы. М., 1995.

20. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию. М., 1990.

 

 

 



[1] Детность семьи: вчера, сегодня, завтра. М., 2001.

[2] Поведение семьи ориентированное на внешние формы поведения: посещение друзей, дискотек, театров, выстовок и т.д.

[3] Внутрисемейное ориентированное поведение, самодостаточное для проведения досуга и обеспечения духовных потребностей.

Сайт управляется системой uCoz