СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ...........................................  1

1. Политическая обстановка в стране до путча .......  3

2. Встреча трех президентов ........................  6

3. Встреча на объекте «АБЦ» ........................  7

4. Последние приготовления .........................  8

5. Три дня которые потрясли Россию ................. 10

6. Политический итог путча ......................... 13

Заключение ......................................... 15

Литература ......................................... 15

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

После политических успехов Ельцина и радикалов на российских выборах в июне 1991 г. у Горбачева оставался один шанс сохранить себя в качестве влиятельного политического деятеля – успешно завершить процесс реформирования СССР и заключить новое соглашение о союзе между республиками.

Проект этого соглашения был выработан и обнародован во второй половине июня. В нем аббревиатура СССР расшифровывалась уже принципиально по другому – Союз Советских Суверенных Республик, при этом права самих республик существенно расширялись. Но даже подобное перераспределение полномочий между Центром и республиками не удовлетворило Ельцина и российских радикалов, требовавших все новых уступок для России и Горбачев, выказывая свою политическую зависимость от Ельцина и его политического окружения, неизменно с ними соглашался.

Последняя уступка Ельцину перед намечавшимся подписанием нового союзного соглашения была сделана в конце июля, когда Президент СССР удовлетворил требование российского руководства об установлении одноканальной системы отчисления налогов с тем, чтобы республики передавали в центр фиксированный процент своих доходов.

Но главным политическим ударом Ельцина по Горбачеву был указ российского Президента о департизации, обнародованный 20 июля. Указ, объявлявший о «прекращении деятельности организационных структур политических партий и массовых общественных движений в государственных органах, учреждениях и организациях РСФСР» был прямо направлен против КПСС, поскольку только она в это время и располагала такими структурами. Это был мощнейший удар по компартии, лишавший её, по сути, несущего политического каркаса. Созвучными указу российского Президента оказались акции против КПСС, предпринятые и в некоторых других республиках СССР.

Неспособность Генерального секретаря ЦК КПСС отстоять интересы собственной партии подвигала её консервативную часть на самостоятельные защитные действия. В июле руководящие органы компартии предприняли ряд мер по «очистке» своих рядов от коммунистов реформистской ориентации. В частности, из РКП были исключены члены её центрального комитета А. Руцкой и В. Липицкий. Компартия явно консолидировала ряды своих консервативных членов. При этом политическая конфронтации внутри партии все активнее переносилась на общественные отношения за её пределами. Многие общественные и политические деятели уже тогда ощущали предгрозовое состояние в стране. Выражая их опасения, один из руководителей Верховного Совета СССР, И. Лаптев в интервью «Аргументам и фактам» предостерегал: «Уже готовиться судилище над реформами и реформаторами».

Не умаляя значения субъективных факторов, просчетов и амбиций политических лидеров того времени в распаде СССР, нельзя отрицать и объективные исторические причины подобных крупномасштабных общественных преобразований. Одна из них по своему характеру универсальна: чем глубже процессы политической централизации власти, тем сильнее внутри политической системы развиваются силы её цетробежного разрушения. Этот закон неизменно разрушал рабовладельческие, феодальные и капиталистические империи. Не смогла ему противостоять и социалистическая империя. Сначала развалилось мировое социалистическое содружество объединенное в так называемый социалистический лагерь Варшавского договора, а затем наступила очередь и самого СССР, оплота мирового социализма. Фактически Россия повторила свою судьбу начала века.

1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА В СТРАНЕ ДО ПУТЧА.

 

1991 г. в политическом и экономическом плане выдался тяжелым. Бастовали горняки. В стране свирепствовал топливный голод, лишенные топлива останавливались заводы. Славившаяся некогда своим внутренним порядком страна вдруг превратилась в лагерь по подготовке профессиональных преступников, а её двухсот миллионное население в заложников криминального мира. Жить становилось не только трудно, но и страшно. Словно прозрев от эйфории политических свобод, все более скатывавшихся в политический беспредел, все дружно заговорили о необходимости введения чрезвычайного положения, которое к весне становилось уже не «призраком, бродящим по стране», а самой реальностью.

В конце марта к Горбачеву явилась группа «приближенных» во главе с О. Шенином, которого считали самым думающим и перспективным из секретарей ЦК КПСС, поэтому, отлучаясь из Москвы, Горбачев оставлял вместо себя руководить 19-миллионной Коммунистической партией именно его. Все пришедшие в тот день к Горбачеву секретари ЦК повели разговор о всеобщем политическом и экономическом развале в стране. Введение чрезвычайного положения как возможный выход из кризиса вслух не упоминалось, но в акцентах обсуждаемых тем подразумевалось.

30 апреля 1991 г. под председательством Президента эту же тему обсуждал Совет Безопасности. Руководитель аппарата Президента В. Болдин, последовательно проводя совместно с Президентом выработанную линию поведения, ещё до начала заседания предупредил всех участников, чтобы они ни в каких сочетаниях не употребляли слово «чрезвычайный», на которое у Президента «аллергия». Он решительно настроен против любой чрезвычайности и никакого указа, в котором будет хоть намек на это, не подпишет. Несмотря на то, что сдержаться было трудно, члены Совета Безопасности выдержали испытание и не упоминали о чрезвычайной ситуации.

В результате 16 мая 1991 года вышел Указ № 7-19-77, в котором «чрезвычайные меры» были названы неотложными.

Влияние руководителя аппарата Президента было велико, но не беспредельно. В июне состоялось бурное заседание Крестьянского съезда СССР, на котором присутствовал и Горбачев. Председатель партии Крестьянский Союз В. Стародубцев недвусмысленно высказался за введение чрезвычайного положения прежде всего в сфере экономики. Тут же из зала послышались возгласы: «Чего ждете, Михаил Сергеевич? Вводите чрезвычайное положение, страну спасайте!».

Слышать это Президенту было неприятно, но не прислушаться он не мог. Еще более резко и открыто в пользу введения чрезвычайного положения высказался президент Ассоциации промышленников А. Тизяков. Человек смелый и решительный, он готовил одно за другим предложения, в том числе и для Президента, выступая за принятие самых радикальных мер ради сохранения в стране порядка. После его ареста, как участника августовского путча, у него на дому были конфискованы записки, поразившие читавших их своей конкретностью и радикальностью предлагаемых мер. Преступность рассматривалась им как главная разрушительная сила, которой он в своих мерах не оставлял ни единого шанса на выживание. Среди его бумаг был обнаружен проект «Устава об усилении борьбы с преступностью», который, в частности, предусматривал: «разрешить командирам патрулей (офицерам Министерства обороны и Госбезопасности), захватившим виновных на месте преступления – при грабеже в квартирах и домах граждан, грабеже на улицах, изнасиловании, расстреливать на месте без суда и следствия с составлением в последующем акта за подписью всех членов патруля, а если есть – потерпевших, о расстреле виновных».

Наконец, о необходимости введения чрезвычайного положения в стране заговорили в стенах Верховного Совета СССР, где на закрытом заседании открыто в поддержку премьер-министра В. Павлова, требовавшего принятия самых решительных мер, выступили министр внутренних дел Б. Пуго, министр обороны Д. Язов и руководитель государственной безопасности В. Крючков.

Итак, все, кто фактически правил страной, достаточно настойчиво подталкивали Президента к принятию решительных мер. Избегая слово «чрезвычайный», они недвусмысленно давали Президенту понять, что речь идет именно об этом.

Расстояние от признания проблемы до ее решения определяется людьми, причастными к этому. И тем не менее последнее слово в этом вопросе остается за одним человеком – главой государства. Горбачев с завидным упорством противостоял нажиму своего окружения объявить в стране чрезвычайное положение. И на это у него были свои веские основания:

1. По его мнению, прими он это, как ему казалось, роковое решение, и жизнь сразу же отбросила бы его на многие годы назад. У общественного мнения, в том числе и мирового, короткая память. Все тут же забудут, что именно он первым внес элементы демократии в тоталитарную структуру советской власти, покончил с бессмысленной афганской войной, способствовал объединению двух Германий. Все это уйдет в песок,  все это забудется. Люди, толкающие его на этот шаг, останутся неизвестными статистами, а на него будут направлены гневные взоры современников и потомков.

2. Республики заражены идеей суверенитета. Через две недели, 20 августа, состоится подписание договора о взаимоотношениях между ними на новой основе. Москва перестанет быть распределителем политической власти и материальных благ, но главное сохраняется Содружество в границах СССР. Все это было оговорено с главами республик в Ново-Огарево.

С подписанием проекта нового договора Союза Суверенных Республик с политической карты мира исчезла вторая по значимости мировая держава, ликвидировались многие министерства, многие властьпридержащие лишались своих насиженных мест. С целью избежать теперь уже совершенно бесполезных дискуссий Президент распорядился отпечатанный еще 2 августа проект договора вручить членам Совета Безопасности лишь 5 августа, т.е. на второй день его пребывания в Крыму.

 

2. ВСТРЕЧА ТРЕХ ПРЕЗИДЕНТОВ.

 

29 июля 1991 г. в одном из залов ново-огаревской резиденции встретились три президента – СССР, Михаил Горбачев; России, Борис Ельцин и Казахстана, Нурсултан Назарбаев. Горбачев сообщил, что уезжает в отпуск в Крым и возвратится лишь 19 августа, накануне подписания нового Союзного договора. Уединенная встреча, и напряжения последних дней создавали у президентов тревожное чувство, что их кто-то подслушивает. Ельцин предложил выйти на балкон. Обидевшись за неуважение к репутации его резиденции, Горбачев хотел было возразить, но все же решив, что свежий воздух полезнее комнатного, вежливо согласился. Все трое вышли на балкон, оставив невидимого – четвертого прислушиваться в самому себе.

На балконе Ельцин заговорил о больших кадровых перестановках. На пенсию отправлялись многие политические авторитеты, от министра обороны до руководителей госбезопасности и государственного радио и телевидения, при этом говорили и о персональных назначениях на освобождающиеся места. Как вспоминал в последствии Горбачев: «В первую очередь стал вопрос о будущем Президенте Союза суверенных государств. Ельцин высказался за мое назначение. Затем возникло предложение рекомендовать Назарбаева на пост премьер-министра. Назарбаев согласился взять на себя эту ответственность, если его правительству предоставят возможность действовать самостоятельно.»

Так, в абсолютно секретной обстановке, вдали от любопытных ушей, был решен вопрос о будущем Президенте будущего содружества государств, а также первостепенных кадровых заменах. Реализация принятых решений откладывалась до возвращения Президента СССР из отпуска.

Согласно фактам, обнародованным через год после этих событий Генеральным прокурором России В. Степанковым, на этой встрече было достигнуто соглашение, прямо направленное против консервативного ядра политического руководства СССР. По данным, приведенным Степанковым, в кабинете, где состоялась эта встреча, были вмонтированы подслушивающие устройства КГБ.

 

3. ВСТРЕЧА НА ОБЪЕКТЕ «АБЦ».

 

В 8 часов вечера 5 августа 1991 года на секретном объекте КГБ – Архивно-библиотечном центре («АБЦ») состоялся незапланированный ужин, обусловленный отъездом накануне Президента СССР Михаила Горбачева на отдых. Темой для обсуждения был полученный в первой половине дня проект нового Союзного договора, чтение которого привело большинство стоящих у власти в состояние,  близкое к шоку. Тем не менее, аппаратная хитрость Президента удалась: никто из приближенных не осмелился потревожить его на отдыхе. В успех дискуссии с главой государства, а тем более по телефону, уже никто не верил. Другое дело, обсудить складывающуюся обстановку с единомышленниками.

В 19.00 личный охранник главы госбезопасности СССР от имени шефа убедительно попросил министра обороны СССР Д. Язова, немедля, прибыть на объект госбезопасности «АБЦ». Водителю министра было велено снять с машины опознавательные знаки министра обороны и выехать без всякой охраны, при этом сообщать об этом никому не следовало. Ничего подобного в истории министерского гаража не случалось.

К 20.00 на объекте «АБЦ» собрались министр обороны Д. Язов, глава госбезопасности Крючков, заместитель председателя Совета обороны при Президенте СССР О. Бакланов, руководитель аппарата Президента В. Болдин и секретарь ЦК КПСС О. Шенин. Для удобства общения в застекленной беседке неподалеку от основного здания для них уже был накрыт стол для скромного ужина. Началось обсуждение насущных политических и экономических проблем, связанных с подписанием 20 августа предложенного Горбачевым Союзного договора. Все сошлись в мнении, что подписание этого договора означает конец СССР. Надо было срочно решать вопрос – что делать? Относительно возможного выхода из ситуации все были едины: надо вводить чрезвычайное положение, причем немедленно, еще до подписания договора и возвращения Горбачева в Москву, но желательно при его участии. Было решено, что Крючков и Язов проанализируют последствия введения ЧП.

 

4. ПОСЛЕДНИЕ ПРИГОТОВЛЕНИЯ.

 

На следующее утро участники «ужина» ощутили себя в какой-то мере связанными нитью достигнутых договоренностей, которые должны соблюдаться. Министр обороны и руководитель госбезопасности дали указания своим подчиненным смоделировать ситуацию в стране после введения «чрезвычайного положения».

Крючков поставил эту задачу перед своим первым заместителем В. Грушко, который прославился своей убежденностью в том, что наличие интеллекта вполне может быть заменено его отсутствием.

Министр обороны откомандировал в аналитическую группу командующего воздушно-десантными войсками П. Грачева.

На другой день, 7 августа группа аналитиков отправилась на конспиративную дачу КГБ – «объект № 65», располагавшийся в деревне Машкино под Москвой. В итоге проведенной ими на свежем воздухе в течение двух последующих дней работы они пришли к единому мнению: какие-либо правовые основания для введения «чрезвычайного положения» отсутствуют, а негативные последствия такого шага очевидны и велики. Свои выводы группа изложила на 4 машинописных страницах. Щадя своего министра, П. Грачев сократил этот отчет до двух страниц.

Ознакомившись с представленным документом, Крючков отложил его в сторону и высказался в том смысле, что если сейчас вводить «чрезвычайное положение», как следует из документа, «преждевременно», то после подписания Союзного договора 20 августа будет уже безнадежно поздно.

Пять дней спустя, вечером 14 августа, Крючков вновь пригласил к себе аналитическую группу. Крючков поручил ей подготовить проекты документов, определявших политические, экономические и правовые меры, которые властям следовало принять в условиях «чрезвычайного положения». При этом он настойчиво и многократно подчеркивал, что при составлении документов надлежало руководствоваться положениями действующей Конституции СССР и Закона «О режиме чрезвычайного положения».

Утром 15 августа группа вновь собралась на той же даче и за один день подготовила три основополагающих документа, которые в последствии в день объявления чрезвычайного положения должны быть обнародованы:

1) «Постановление № 1 об объявлении чрезвычайного положения»;

2) «Обращение к советскому народу»;

3) «Обращение к главам государств и правительств».

15 августа из отпуска возвратился заместитель министра обороны А. Чалов, который был тут же подключен к подготовке документов.

Утром 16 августа 1991 года все три документа, каждый в отдельной папке, лежали на рабочем столе Крючкова. Перед ним стояла сложная задача необходимого согласования документов в условиях конспирации, поэтому ему пришлось действовать самому и незамедлительно.

В 15.30 Крючков зашел в кабинет министра обороны Язова и за час с небольшим они вместе с Баклановым, который прибыл туда же, обсудили подготовленные документы и складывающуюся ситуацию.

В 16.54 Крючков вошел в кабинет премьер-министра Павлова не через общую приемную, где сидели секретари и посетители, а через комнату отдыха, которая имела отдельный вход. Через час, просмотрев документы и обсудив связанные с ними вопросы, Крючков покинул кабинет премьер-министра, на удивление секретарям и референтам через общую приемную.

Всю вторую половину дня 16 августа до поздней ночи шли непрерывные консультации между сторонниками введения в стране чрезвычайного положения. Таким образом, к исходу дня в основном был очерчен круг людей, готовых активно выступать за сохранение СССР в прежнем виде. К этому кругу принадлежали все те, кто осуществлял практическое руководство основными областями жизни страны.

Из всех, вершивших судьбу страны, «неохваченными» оставались лишь двое: министр внутренних дел Б. Пуго, отдыхавший в это время в Крыму, и спикер Верховного Совета Лукьянов, который проводил отпуск на Валдае, позиция которого была неясна.

 

5. ТРИ ДНЯ КОТОРЫЕ ПОТРЯСЛИ РОССИЮ.

 

Около 11 часов утра 18 августа руководитель госбезопасности собрал на совещание своих пятерых заместителей и трех начальников управлений. Крючков сообщил, что высшим политическим руководством принято решение о введении в стране чрезвычайного положения и о создании специального комитета – ГКЧП, который на этот период будет управлять государством. Поэтому органы госбезопасности должны контролировать ситуацию, но действовать сугубо в рамках Закона «О правовом режиме чрезвычайного положения».

Предполагая возможность противодействия со стороны недовольных развитием событий, Крючков приказал организовать наблюдение за Президентом России Б. Ельциным, который в этот день должен был вернуться на самолете из Казахстана. Однако принятие каких-либо активных мер против него запрещалось.

Претворяя вопросы относительно Горбачева Крючков объявил о его болезни и о том, что временно его обязанности возьмет на себя Янаев.

В это же время в своём служебном кабинете проводил совещание руководящего состава Министерства обороны СССР Д. Язов. На нем присутствовали три его первых заместителя, командующий воздушно-десантными войсками Грачев и Московским военным гарнизоном Калинин. После сообщения о введении чрезвычайного положения министр приказал Калинину быть готовы к введению в столицу 2-й Гвардейской мотострелковой  и 4-й Гвардейской танковой дивизии, а Грачеву подготовить к вводу в Москву 106-ю (Тульскую) воздушно-десантную дивизию. Для координации действий армии с войсками госбезопасности на местах туда отправлялись заместители министра обороны.

Сразу же после этих совещаний три дивизии дислоцировавшихся в непосредственной близости от Москвы, начали подготовку к движению на столицу.

В 13 часов того же дня с военного подмосковного аэродрома «Чкаловский» в направлении Крыма вылетел заместитель министра обороны, командующий сухопутными войсками страны генерал армии Варенников в сопровождении Болдина, Бакланова, Шенина, а также начальника службы охраны Президента Плеханова и его заместителя Генералова для переговоров с Президентом СССР – Горбачевым. За 17 минут до посадки в Крыму Плеханов сообщил летевшим с ними инженерам связи о том, что в 16.30 на объекте «Заря» и в близ лежащих санаториях должна быть отключена вся правительственная связь. Переговоры с Горбачевым, не смотря на все предпринятые меры психологического воздействия, закончились безрезультатно и делегация вернулась в Москву.

В 20 часов 18 августа на совещании высшего руководства страны в кабинете Павлова в Кремле Крючков доложил, что Президент отказывается принимать неотложные меры, что он себя очень плохо чувствует, и что он принял их делегацию. В 22 часа прибыли делегаты летавшие в Крым и лично сообщили о встрече с Горбачёвым. Страх охватил присутствующих, раздались возгласы оставить затею с чрезвычайным положением, но Болдин убедил всех что фороские делегаты в случае провала сдадут всех заговорщиков.

После длительных колебаний и жестких прений Янаев, как вице-президент, подписал Указ о принятии на себя президентских обязанностей в связи с болезнью Президента. Тут участникам совещания были предложены приготовленные Крючковым заранее документы: «Заявление советского руководства», «Обращение к советскому народу», «Постановление №1 ГКЧП» и др.

В «Заявлении» в сообщалось о введении чрезвычайного положения на всей территории СССР на срок 6 месяцев с 4 утра 19 августа 1991 г., а также об образовании ГКЧП. В «Обращении» граждане страны призывались «... положить конец нынешнему смутному времени ...». «Постановлением» предписывалось: «Временно приостановить деятельность политических партий, общественных организаций и движений, запретить проведение митингов, уличных шествий, демонстраций, а также забастовок».

В 6 часов утра 19 августа рота специального назначения Министерства обороны оцепила телецентр и взяла его под охрану. По Центральному телевидению было зачитано заявление ГКЧП.

В 8 часов Грачев доложил, что берет под охрану Белый дом и Моссовет. В 13.50 генерал Лебедь привел к Белому дому один батальон и развернул танки, которые вместе с 8 бронемашинами должны были участвовать в его обороне. К 15 часам 19 августа вторая мотострелковая дивизия (Таманская), в составе 2107 человек и 127 танков вместе с четвертой танковой (Кантемировской) дивизией полностью вошли в Москву и взяли под контроль объекты, обозначенные соответствующим боевым распоряжением.

В 10 часов утра того же дня в Кремле началось заседание ГКЧП под председательством Енаева.  В 17.00 – в помещении пресс-центра МИД СССР была проведена пресс-конференция, на которой присутствовало 5 членов ГКЧП. В 18.00 – премьер-министр Павлов назначил экстренное заседание Кабинета министров, выступление на котором начал словами: «Ну что, мужики, будем стрелять или будем сажать?».

Вечером 19 августа комендант Москвы ввел в городе комендантский час с 23.00 до 5.00 утра. Для его обеспечения командиру Таманской дивизии было приказано организовать патрулирование бронетехники в центре города. Для этих целей выделялось 760 человек личного состава и 76 единиц бронетехники. На пересечении Садового кольца с проспектом Калинина патруль встретил ожесточенное сопротивление населения, в результате погибли 3 человека и сгорела одна машина. Смерть мирного населения деморализовала членов ГКЧП и исход путча был решен 20 августа, когда Ельцин и его окружение переломили ход событий в свою пользу и взяли под контроль всю ситуацию в России.

Утром 21 августа Ельцин на экстренном заседании Верховного Совета РСФСР сообщил, что лидеры ГКЧП летят в Крым к Горбачеву. Вечером того же дня они были возвращены в Москву в качестве арестантов.

С 22 августа Ельцин и российские радикалы стали пожинать плоды своей политической победы.

 

6. ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИТОГ ПУТЧА.

 

23 августа во время встречи с депутатами Верховного Совета РСФСР Горбачеву было предъявлено требование немедленно подписать указ о роспуске КПСС. Президент СССР принял этот и другие ультиматумы российского руководства. На следующий день он распустил союзный кабинет министров, отказался от поста Генерального секретаря ЦК КПСС, в связи с чем ЦК заявил о самороспуске. В результате пал не только коммунистический режим, но и рухнули все государственные структуры, цементировавшие СССР.

Вслед за этим начался обвальный распад всех других государственных структур. Съезд народных депутатов СССР был распущен, а на переходный период до заключения нового Союзного договора между республиками высшим представительным органом власти стал радикально реформированный Верховный Совет СССР. Вместо кабинета министров создавался аморфный и безвластный межреспубликанский экономический комитет. Большинство союзных министерств ликвидировалось. Республики Прибалтики, добивавшиеся независимости в течение последних двух лет, получили ее. Другие республики приняли законы, упрочившие их суверенитет и делавшие их фактически неподвластными Москве.

Горбачев еще надеялся сохранить оставшиеся республики в составе Союза суверенных государств, с созданием которого соглашались большинство руководителей республик. Особую позицию в этом вопросе заняла одна Украина. Ее глава Л. Кравчук заявил, что до проведения общереспубликанского референдума по вопросу о государственном статусе республики, намеченного на 1 декабря 1991 года, он не будет участвовать в договорном процессе. Референдум на Украине принес результаты прямо противоположные тем, которые были получены на референдуме в марте. Теперь уже 70% избирателей высказались за полную независимость Украины. Л. Кравчук, избранный Президентом Украины, заявил, что теперь о его участии в подписании Союзного договора не может быть и речи.

8 декабря, во время тайной встречи в Белоруссии, заключили сепаратное межгосударственное соглашение об образовании Содружества независимых государств, которое оставалось открытым для других членов бывшего Союза ССР. Центрально-азиатские республики и Казахстан уже через несколько дней заявили о своей готовности присоединиться к СНГ.

21 декабря на встрече в Алма-Ате, на которую бывший Президент СССР даже не был приглашен, 11 бывших советских республик, а теперь независимых государств, объявили о создании Содружества по преимуществу с координационными функциями и без каких-либо законодательных, исполнительных и судебных полномочий. Центральным абзацем алма-атинской декларации был абзац: «С образованием Содружества Независимых Государств Союз Советских Социалистических Республик прекращает своё существование». Под декларацией не было подписей четырех бывших республик СССР – Грузии, Литвы, Латвии и Эстонии, считавших свое включение в Советский Союз незаконным.

Крушение СССР подвело черту под горбачевским периодом отечественной истории. Очевидно то, что избранная Горбачевым в 1985 г. командно-административная модель реформирования социализма провалилась, а взятая на вооружение с 1987 г. реформистско-демократическая модель сопровождалась тяжелыми экономическими последствиями, обрекла на страдания миллионы людей и обозначила очень неясные перспективы будущего развития. Эта модель была, кроме того, была не совместима с устоями советского социализма, властью КПСС и унитарной сущностью СССР. Реформистско-демократическая модель, запущенная в жизнь Горбачевым, устранила от власти и самого её создателя.

Но с отставкой Горбачева процесс реформирования общества не прервался, а набрал новые обороты. В стране сохранились демократические институты: многопартийность, свободные выборы, свобода прессы, разделение властей и т.д. Основной причиной поражения Горбачева было отсутствие в его окружении убедительной концепции экономических реформ. Это было связано с политическим догматизмом всей советской системы, и, в связи с этим, плачевным состоянием отечественной экономической, политической и социологической мысли.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

23 февраля 1994 года Госдума Российской Федерации приняла постановление об амнистии всех лиц, проходивших по процессу, начатому в связи с событиями августа 1991 года.

Руководитель аппарата Президента СССР В. Болдин был освобожден из под следствия по состоянию здоровья. Написал две книги, в которых изложил все, что знал из негативно-интимной жизни М. Горбачева.

Руководитель КГБ В. Крючков, генерал в отставке, находясь в следственном изоляторе, написал мемуары, которые в настоящем времени уже опубликованы.

Председатель Верховного Совета СССР А. Лукьянов, находясь в тюрьме, написал и опубликовал несколько сборников стихов. После амнистии стал депутатом Госдумы, где возглавил комитет по законодательству и судебно-правовой реформе.

Бывший премьер-министр СССР В. Павлов после освобождения из тюрьмы написал две книги. До конца 1995 года являлся президентом «Часпромбанка».

Заместитель министра обороны, командующий сухопутными войсками СССР, генерал В. Варенников, публично обвиненный Президентом России Б. Ельциным в том, что он требовал его расстрела, а также в том, что объявлял ультиматум Президенту СССР, от амнистии отказался. В августе 1994 года суд вынес решение, что он не виновен.

 

ЛИТЕРАТУРА.

 

1. Россия – 2000. Современная политическая история (1985-1999 гг.). М., 2000.

2. Россия политическая /Под ред. Л. Шевцова. М., 1998.

3. Плимак Е.Г., Пантин И.К. Драма российских реформ и революций. М., 2000.

4. Согрин В.В. Политическая история современной России. М., 2001.

5. Хроника и аналитика /Под ред. А.И. Подберезкина. М., 2000.

Сайт управляется системой uCoz